С каждым днём всё большее распространение получают судебные споры о взыскании убытков или компенсации за нарушение исключительных прав на товарные знаки.
Даже разовая продажа за 100 рублей каких-нибудь щипчиков для ногтей может обернуться для предпринимателя взысканием с него компенсации в десятки (а то и сотни) тысяч рублей. А всё потому, что собственник исключительного права на товарный знак (бренд, под которым продавался товар) не давал соответствующего разрешения предпринимателю на торговлю товарами с изображением зарегистрированного товарного знака.
Забегая вперёд, хочу отметить, что мной неоднократно снижалась сумма взыскания с моих доверителей в 10 и более раз. Но каждое дело индивидуально, и прогнозировать, какое конкретно решение примет суд, невозможно.
Как избежать подобных ситуаций, минимизировав риски предъявления претензий со стороны правообладателей товарных знаков? Вот краткий алгоритм рекомендуемых мной действий:
- Проверять все наименования брендов, указанные на товарах, в реестре товарных знаков (зарегистрирован ли такой товарный знак и если да – кто правообладатель). И обязательно изучить, на какие классы МКТУ распространяется действие товарного знака.
- Требовать от своего поставщика предъявить договор с правообладателем товарного знака, позволяющий реализацию товара (например, договор поставки), либо всю цепочку договоров от правообладателя до конечного поставщика (который поставляет товар Вам), если поставщик приобретал товар не у обладателя исключительного права на товарный знак.
Есть такое понятие как «исчерпание исключительного права на товарный знак» (ст. 1487 ГК РФ), что означает, что продав официально товар, на который нанесён товарный знак, правообладатель исключительного права на товарный знак не может предъявлять претензии по поводу дальнейшей перепродажи товаров от одного предпринимателя (юр.лица или ИП – неважно) другому, и так до конечного потребителя.
- В случае невозможности соблюдения рекомендации из п. 2 (а в идеале – даже если такие рекомендации соблюдены) включайте в договор с Вашим поставщиком условие о том, что поставщик гарантирует отсутствие каких-либо прав третьих лиц (в том числе правообладателей исключительного права на товарные знаки) в отношении поставляемого товара, а в случае предъявления законных требований со стороны таких третьих лиц поставщик несёт перед покупателем ответственность, в том числе, материальную (формулировку можно изложить по-разному, но суть должна быть такой).
Такие условия не помогут Вам избежать претензий со стороны правообладателей товарного знака. И если суд установит нарушение исключительного права, взыскивать убытки или компенсацию будут именно с Вас, но в дальнейшем Вы сможете компенсировать понесённые расходы (убытки) за счёт недобросовестного поставщика.