Вероятно, ввиду того, что товарный знак подлежит регистрации с выдачей соответствующего свидетельства правообладателю, многие предприниматели полагают, что юридическая сила товарного знака приоритетнее, чем такая сила фирменного наименования.

В одном из недавних случаев в практике две конкурирующие фирмы никак не могли поделить свой рынок, поэтому одна из них зарегистрировала за собой товарный знак, сходный до степени смешения (фактически – одноимённый, только без указания на организационно-правовую форму – ООО) с фирменным наименованием оппонента (для примера: наименование конкурирующего юр.лица: ООО «Листок-колосок», наименование товарного знака – «ЛИСТОК-КОЛОСОК» —названия вымышленные, не имеют отношения к каким-либо реальным организациям или товарным знакам). После получения заветного свидетельства из Роспатента фирма-обладатель товарного знака стала предъявлять требования к одноимённому юр.лицу, чтобы то прекратило использование товарного знака в своём наименовании и сменила его на иное.

Такая позиция является ошибочной! Товарный знак и знак обслуживания, фирменное наименование, коммерческое обозначение – средства индивидуализации, имеющие равную юридическую силу.

Разница между порядком и моментом получения правовой защиты фирменного наименования и товарного знака заключается в том, что фирменное наименование защищено с момента внесения сведений о юр.лице в ЕГРЮЛ (ст. 1475 ГК РФ), а товарный знак – с момента подачи заявки на регистрацию товарного знака (если он впоследствии зарегистрирован) (ст. 1491 ГК РФ).

При этом законом чётко установлено важное правило: если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее, либо в случаях установления конвенционного или выставочного приоритета средство индивидуализации, которое имеет более ранний приоритет (п. 6 ст. 1252 ГК РФ).

В описанной выше ситуации юридическое лицо, ставшее одноимённым с товарным знаком оппонента, уже было зарегистрировано в ЕГРЮЛ на момент подачи заявки на регистрацию товарного знака. А потому именно это юр.лицо (в нашем примере – ООО «Листок-колосок») имеет преимущество в отношении средства индивидуализации своего юр.лица и если посчитает, что использование оппонентом одноимённого товарного знака вводит потребителей/контрагентов в заблуждение, наносит ущерб деятельности ООО, данное юр.лицо может в судебном порядке оспорить предоставление правовой охраны товарному знаку.